RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика // Архив

Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2021, номер 4, страницы 126–136 (Mi vagtu700)

Эта публикация цитируется в 2 статьях

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гибридная модель построения индивидуальной образовательной траектории на основе цифровых двойников

Н. В. Казначееваa, А. Н. Полетайкинb, Л. Ф. Даниловаa, С. Г. Синицаb

a Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Новосибирск, Российская Федерация
b Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация

Аннотация: Поставлена и исследована задача построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося вуза. Данная концепция формализована в виде гибридной математической модели. В основу этой модели положена структурная модель образовательной компетенции. При этом компетенция представляет собой базовый конструкт образовательной программы и выступает прообразом структурной модели индивидуализированного образовательного контента. Основным источником семантической и управляющей информации является система цифровых двойников. Цифровой двойник образовательной программы формализует ее структуру и содержание в соответствии с нормативными требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Цифровой двойник обучающегося обеспечивает фиксацию и обработку его цифровых следов на протяжении всей жизни. Цифровой двойник рынка труда формализует структуру определенного сегмента рынка труда в контексте требований к профессиональным и личностным качествам специалистов. Обоснована необходимость проактивного управления реструктурированием и ребрендингом профессиональных образовательных программ в данной сфере сообразно изменениям на рынке труда. Существенный вклад в управление этими эволюционными процессами вносит динамка деятельности обучающегося, которая находит отражение в его цифровых следах. Гибридизация этих цифровых двойников в систему построения индивидуальной образовательной траектории позволяет осуществить семантическую разметку и взвешивание наличествующего и прогнозируемого образовательного контента. На основе взвешенного образовательного контента и с учетом нормативных требований образовательных стандартов и дополнительных требований образовательной организации осуществляется оптимизационное моделирование индивидуальной образовательной траектории в ее структурном и содержательном контексте. Исследование структурных особенностей построенной гибридной математической модели позволило определить и обосновать ее рациональную структуру.

Ключевые слова: требования рынка труда, потребности обучающегося, индивидуальная образовательная траектория, образовательный контент, семантическая близость, гибридная модель.

УДК: 378.14:004.891.2

Поступила в редакцию: 26.06.2021

DOI: 10.24143/2072-9502-2021-4-126-136



© МИАН, 2024