RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика // Архив

Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер. управление, вычисл. техн. информ., 2023, номер 2, страницы 116–124 (Mi vagtu759)

Эта публикация цитируется в 1 статье

УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Модель и алгоритм поддержки принятия решения по выбору продуктов для рекомендации пользователю на основе метода анализа статистической импликации

И. Ю. Квятковскаяa, Чанг Во Тхи Хуенa, Тоан Чан Куокb

a Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия
b Каспийский институт морского и речного транспорта, филиал Волжского государственного университета водного транспорта, Астрахань, Россия

Аннотация: Рассмотрены вопросы анализа информации, с которой сталкивается потребитель, осуществляя выбор продуктов и услуг. Проблемой является извлечение полезной информации, позволяющей предложить пользователю новые товары и услуги в зависимости от его предпочтений. Данную проблему локализуют рекомендательные системы, ориентированные на использование методов интеллектуального анализа данных, таких как классификация, кластеризация, анализ ассоциативных правил – метод машинного обучения, обнаруживающий связи между переменными в базах данных. По сравнению с другими методами преимущество рекомендательного метода на основе ассоциативных правил заключается в прозрачности – метод может продемонстрировать пользователю механизм вывода, использованный для принятия решений. В рекомендательных системах, основанных на ассоциативных правилах, используются две меры, широко применяемые для оценки наборов элементов и создания наборов правил ассоциации, – это мера поддержки (support) и мера достоверности (confidence). Однако чтобы получить более качественные рекомендации, качество ассоциативных правил и способ ранжирования предложений следует измерять с помощью некоторой объективной меры. Разработаны модель и алгоритм поддержки принятия решения по выбору продуктов для рекомендации пользователю на основе метода анализа статистической импликации. В предлагаемых решениях меры поддержки и достоверности используются для создания ассоциативных правил; мера интенсивности статистической импликации используется для фильтрации набора правил и ранжирования рекомендаций.

Ключевые слова: поиск, пользователь, продукт, рекомендательная система, рекомендательная модель, мера интенсивности статистической импликации, алгоритм Apriori, ассоциативное правило.

УДК: 004.01:[651.4/.9]

Поступила в редакцию: 01.02.2023
Принята в печать: 22.04.2023

DOI: 10.24143/2072-9502-2023-2-116-124



© МИАН, 2024