RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Математика. Информатика. Механика // Архив

Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Математика. Информатика., 2018, том 122, выпуск 1, страницы 8–69 (Mi vemim3)

МАТЕМАТИКА-ИНФОРМАТИКА

Предисловие Главного редактора журнала "Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Математика. Информатика. Механика" о целях издания и путях их реализации

Н. Темиргалиев

Институт теоретической математики и научных вычислений Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, Астана, Казахстан

Аннотация: В статье определена научная политика Серии журнала как обеспечение вхождения Казахстана в 4-ую промышленную революцию в виде Программы "Казахстан выходит на массовое производство математиков и IT-специалистов высшей квалификации с основательной базовой подготовкой и опытом решения задач на переднем крае математики-информатики со значимыми и фундаментальными результатами". Определен авторский ИТМиНВ-путь исполнения научной политики Серии: в полном объеме в формате "Вопрос-Ответ " дана Заключительная программа Школьной математики, освоивший которую может успешно обучаться в любом университете мира, с переходом в "Математикалық анализ ", усвоение которого обеспечит "математическую зрелость " с последующим постижением опять же авторских "Мера и интеграл Лебега " и "Теория вероятностей", что в совокупности определит готовность к научной работе по 20-ти авторским направлениям и темам с 70-процентной и выше форой, гарантированно выводящей на самые передовые позиции в международной математике-информатике. Математика наука систематическая, поэтому учебный материал для её усвоения от полной школьной программы с первого по последний классы должен составлять единое взаимосвязанное течение по принципу "каждая мысль является основанием следующей ", с переходом в программный материал школы высшей. В целом школьная и вузовская программы должны обеспечить формирование "математической зрелости", в которой, обычно возводимое в самое главное, решение задач занимает свою специфическую сферу, когда осмысленное вхождение в своеобразный мир математики поддерживает задачный материал в форме различных специальных приемов и методов, с последующим их распознаванием и реализацией в предложенных заданиях. И все эти требования полностью обеспечивают авторские учебники ИТМиНВ, - это школьный учебник, созданный в ранге победителей Конкурса МОН РК 2000 года под названием "Алгебра и начала анализа для X-XI классов " в формате "Авторский коллектив - Издательство " и фундаментальный курс "Математикалық анализ " в 70 печатных листов, созданный по решению Научно-методического совета по математике Министерства высшего образования Каз ССР 1979 года, со вторым изданием в 2018 году. Здесь, по-видимому, нелишне обратить внимание на малую эффективность преподавания одной формирующей понимание отдельной области науки одновременным применением нескольких учебников с различными методическими установками (типа учебников "Геометрии" А. В. Погорелова и Л. С. Атанасяна). Дело в том, что если это учебник автора (коллектива авторов) с цельным пониманием и видением науки, то смешение разных подходов к освещению дисциплины вызовет хаос в сознании обучающегося. Тогда как полное прохождение курса по одному фундаментальному учебнику с последующим беглым ознакомлением с другими учебниками принесет несомненную пользу в смысле "Оказывается эту тему можно излагать и так". Вообще, всегда надо иметь ввиду Принцип сохранения трудностей, когда на большом пространстве изложения дисциплины "Выигрыш в одной теме влечет проигрыш в другой". Далее, приведённые в тексте в виде "Вопрос-Ответ" Оглавления дают полный перечень необходимого и достаточного материала одновременно и в минимальном, и в подробном систематизированном изложении, что, думается, будет весьма полезным как вполне определенная, стало быть, реально достижимая грань требуемого для вооружения личности "математической зрелостью" с последующей отдачей во всех перипетиях собственной жизни настолько, насколько эффективна и значима математика как метод и как нравственная наука. И, наконец, можно надеяться, что научные поиски по 20-ти направлениям и темам ИТМиНВ, наряду с другими качественными отечественными исследованиями полностью обеспечат Серию журнала публикациями международного уровня. Таким видится развитие математики-информатики в современном Казахстане без каких-либо претензий на экспорт - каждая страна со своей наукой разберётся сама.

Ключевые слова: Математика-информатика, Механика, Четвертая промышленная революция, Цифровой Казахстан, Комплексная программа ИТМиНВ.

Поступила в редакцию: 27.03.2018



© МИАН, 2025