Аннотация:
Необходимость изучения особенностей движения судна в крупнобитых льдах и обломках ледяных полей возникла в последнее время в связи с планами широкого использования при плавании в Арктике крупнотоннажных судов, ширина которых существенно превышает ширину существующих ныне ледоколов. Для эффективной проводки таких судов во льдах применяются и разрабатываются новые тактические схемы, включающие проводку одного судна двумя ледоколами или движение крупнотоннажного судна параллельно каналу проложенному ледоколом. И в том, и в другом случае судно должно двигаться в крупнобитых льдах или обломках ледяных полей. Ранее для расчета ледового сопротивления судно в этих условиях использовалась эмпирическая формула. В докладе предложен метод расчета ледового сопротивления, базирующийся на решении дифференциального уравнения движения обломков льдин в процессе их взаимодействия с корпусом судна. Разработанная методика может применяться и при расчете сил, действующих на корпус судна, движущегося параллельно каналу, проложенному ледоколом.