Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Построение автомодельного решения системы уравнений газовой динамики,
описывающей истечение политропного газа в вакуум с косой стенки в несогласованном случае
Е. И. Понькин Снежинский физико-технический институт НИЯУ МИФИ, г. Снежинск, 456776, Россия
Аннотация:
Рассматривается начально-краевая задача для системы уравнений газовой динамики в постановке характеристической задачи Коши стандартного вида, описывающая при
$t>0$ разлет политропного газа в вакуум на косой стенке в пространстве физических автомодельных переменных
$\xi=x/t$,
$\eta=y/t$,
а при
$t<0$ — сильное сжатие газа в призматическом объеме.
Решение начально-краевой задачи строится в виде рядов функций
$c( \xi, \vartheta )$,
$u( \xi, \vartheta )$ и
$v( \xi, \vartheta )$ по степеням
$\vartheta$,
где
$\vartheta$ — известная функция независимых переменных.
Нахождение неизвестных коэффициентов
$c_1 ( \xi )$,
$u_1( \xi )$ и
$v_1( \xi )$ рядов
функций
$c( \xi, \vartheta )$,
$u( \xi, \vartheta )$ и
$v( \xi, \vartheta )$ сводится к решению транспортного уравнения для коэффициента
$c_1( \xi )$.
В настоящей работе построено аналитическое решение транспортного уравнения для коэффициента
$c_1( \xi )$
решения системы уравнений газовой динамики, описывающего изэнтропическое истечение политропного газа с косой стенки, в общем несогласованном случае, когда $\operatorname{tg}^2 \alpha \ne (\gamma+1 )/ (3-\gamma)$.
Когда
$\gamma=5/3$ — случай водорода, для коэффициента
$c_1( \xi ) $ впервые построено аналитическое решение транспортного уравнения в явном виде.
Полученное решение применено к описанию сжатия специального призматического объема, представляющего собой
в сечении правильный треугольник.
Указана особенность полученного решения
$c_1(\xi)$: значение
$ c_1 \to \infty $ при
$ \xi \to \xi_* $,
где значение
$\xi_*$ задается уравнением
$c_0(\xi_*)=3.9564$.
Сделан вывод, что на звуковой характеристике, через которую стыкуются течения вида центрированная и двойная волна, в точке с координатами
$\xi=\xi_*$ и
$\vartheta =0$ наступает градиентная катастрофа,
что приводит к возникновению в безударном течении сильного разрыва и формированию ударной волны.
Ключевые слова:
характеристическая задача Коши стандартного вида, аналог теоремы Ковалевской, косая стенка, транспортное уравнение.
УДК:
517.958:531.332
MSC: 76N15,
35C06,
35Q35 Получение: 9 февраля 2023 г.Исправление: 18 мая 2023 г.Принятие: 25 мая 2023 г.Публикация онлайн: 26 июня 2023 г.
DOI:
10.14498/vsgtu1999