RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 10. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления // Архив

Вестн. С.-Петербург. ун-та. Сер. 10. Прикл. матем. Информ. Проц. упр., 2018, том 14, выпуск 4, страницы 325–333 (Mi vspui380)

Информатика

Применение статистических методов при оценке качества учебного процесса

Н. А. Буреa, Н. Л. Гребенниковаb, К. Ю. Старовероваa

a Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 1199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
b Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Республика Башкортостан, Российская Федерация, 453103, Стерлитамак, пр. Ленина, 49

Аннотация: Рассмотрены варианты применения методов статистики и машинного обучения для анализа данных, описывающих учебный процесс. Показано решение двух задач, возникающих в образовательном процессе, отличающихся условиями его организации. В первой задаче проанализированы результаты тестирования студентов, изучающих русский язык как иностранный с целью поступления в российский вуз. Они позволяют оценить адекватность методики преподавания, в частности соответствие результатов промежуточных тестов, полученных за итоговый тест. Данные приведены к нормальному виду, проведен дисперсионный анализ и построена кластеризация, которая показывает, что студенты, успешно справляющиеся с промежуточным тестированием, с высокой вероятностью сдадут тест первого сертификационного уровня. Во второй задаче проанализированы результаты обучения младших школьников математике: по промежуточным оценкам (оценки за ответ на уроке) построен классификатор, который определяет оценку за итоговую контрольную работу. Предсказательной моделью служит ансамбль случайных лесов, обученных на четырех выборках: первая — разреженная матрица оценок, остальные являются трансформацией первой ядерным методом главных компонент.

Ключевые слова: статистика, случайный лес, кластеризация, методика преподавания русского языка, методика преподавания математики, анализ образовательной деятельности.

УДК: 519.254

MSC: 62P25

Поступила: 28 августа 2017 г.
Принята к печати: 25 сентября 2018 г.

DOI: 10.21638/11701/spbu10.2018.405



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024