RUS  ENG
Полная версия
ЖУРНАЛЫ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 10. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления // Архив

Вестн. С.-Петербург. ун-та. Сер. 10. Прикл. матем. Информ. Проц. упр., 2019, том 15, выпуск 2, страницы 259–273 (Mi vspui406)

Информатика

Моделирование влияния среди участников образовательного коллектива

В. В. Мазаловab, Ю. А. Дорофееваbc, Е. Н. Коновальчиковаd

a Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
b Институт прикладных математических исследований, Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук», Российская Федерация, 185910, Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11
c Петрозаводский государственный университет, Российская Федерация, 185910, Петрозаводск, пр. Ленина, 33
d Забайкальский государственный университет, Российская Федерация, 672039, Чита, ул. Александро-Заводская, 30

Аннотация: В статье рассматривается задача определения рейтинга среди участников образовательных коллективов различного уровня: общеобразовательных школ, колледжей, университетов. Описаны модели рейтингов преподавателей и учащихся (студентов). В основе метода лежит модель Де Гроота с использованием матрицы влияния, вычисленной для разных типов образовательных коллективов, представленных принципалами и учащимися. В процессе обучения участники образовательного коллектива влияют друг на друга путeм обсуждения вопросов, обмена мнениями и т. д. Для принципала важна обратная связь от обучаемых, которая является степенью влияния, на ней сфокусировано внимание в данной работе. К важным аспектaм относится вес участников в коллективе. Он определяется предельным вектором для матрицы. Представлены к рассмотрению несколько сценариев, а именно: учебный коллектив с одним и двумя принципалами, а также с различными подгруппами учащихся по уровню подготовки. Влияние принципала в сценариях также варьируется. Он может влиять одинаково на всех участников либо по-разному, в зависимости от рейтингов учащихся. Предложена интерпретация полученных значений рейтингов, приведены результаты численного моделирования для различных матриц влияния.

Ключевые слова: рейтинг, образовательный коллектив, модель репутаций, матрица влияния.

УДК: 519.8

MSC: 05C70

Поступила: 14 января 2019 г.
Принята к печати: 15 марта 2019 г.

DOI: 10.21638/11701/spbu10.2019.209



Реферативные базы данных:


© МИАН, 2024