Аннотация:
В последнее время активно развиваются исследования и практические разработки в области электронного правительства и электронных государственных услуг. Однако до сих пор отсутствуют развитые средства формальной спецификации государственных услуг. Такие средства могли бы существенно помочь при разработке электронных услуг, поскольку создаваемые с их помощью спецификации легче обсуждать со специалистами предметной области, исправлять и улучшать. Также возможны верификация таких спецификаций, автоматическая генерация программного кода и другие преимущества модельно-ориентированного подхода к разработке программного обеспечения. Однако непосредственное использование модельно-ориентированного подхода — языков, методик, программных средств поддержки — затруднительно в виду своеобразия области государственных сервисов. В данной работе предлагается адаптация модельно-ориентированного подхода к формализации государственных услуг. Метод подразумевает создание онтологии для фиксации основных понятий. Далее на основании этой онтологии строятся описания отдельных услуг. Для каждой услуги создаются модель процесса (нотация BPMN), иерархическая модель документов (диаграммы возможностей) и информационная модель. Представлена также апробация метода в проекте «Improving Social Services», посвященном формализации государственных услуг Финляндии, используемых русскими туристами, а также российских государственных услуг, востребованных финскими туристами. Библиогр. 33 назв. Ил. 5.
Ключевые слова:модельно-ориентированная разработка программного обеспечения, онтологии, государственные услуги, электронные государственные услуги, BPMN, диаграммы возможностей.