Аннотация:
В настоящее время возникла
необходимость создания адекватной математической модели,
описывающей дорожное движение. Математическая теория управления
транспортными потоками сейчас активно развивается в работах школы
А. Б. Куржанского, где транспортный поток уподобляется несжимаемой
жидкости, и, как следствие, рассматриваются гидродинамические
модели, основанные, например, на системе Навье–Стокса. В
отличие от упомянутого направления авторы этой статьи помимо
несомненных свойств транспортного потока, рассматриваемых ранее,
таких как вязкость и несжимаемость, предлагают учитывать еще и его
упругость. Действительно, при включении запрещающего сигнала
светофора транспортные средства мгновенно не останавливаются, а
плавно снижают скорость вплоть до остановки, накапливаясь перед
стоп-линией. Аналогично при включении разрешающего сигнала
светофора транспортные средства не стартуют мгновенно и
одновременно, а трогаются с места друг за другом, постепенно
набирая скорость. Тем самым транспортный поток проявляет эффект
ретардации, свойственный вязкоупругим несжимаемым жидкостям,
которые описываются системой уравнений Осколкова.
В первой части статьи обосновывается линейная
математическая модель, т.е. конвективные члены в уравнениях
Осколкова отсутствуют. В контексте модели это означает, что перестроениями транспортных средств можно пренебречь. Во второй части
модель исследуется на качественном уровне, т.е. формулируется
теорема о существовании единственного решения поставленной задачи и
приводятся наброски ее доказательства.
Ключевые слова:уравнения Осколкова; геометрические графы; задача Коши; транспортные потоки.