Математическое моделирование
А model and a numerical method for optimizing the choice of a training trajectory for heterogeneous groups of specialists
[Модель и численный метод оптимизации выбора траектории подготовки гетерогенных групп специалистов]
V. V. Menshikh,
A. V. Podolskikh Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh
Аннотация:
Подготовка и переподготовка специалистов различных профилей в настоящее время требуют учёта высокой динамики условий их профессиональной деятельности. Особую актуальность это приобретает при необходимости подготовки специалистов к действиям в чрезвычайных обстоятельствах. В этом случае возникают две основные проблемы организации процесса обучения специалистов:
$\bullet$ необходимость одновременной подготовки гетерогенной группы, включающей специалистов различного профиля, обеспечивающих совместно решение определённого круга задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
$\bullet$ необходимость минимизации длительности процесса подготовки.
В гетерогенных группах предполагается, что специалисты должны обладать как универсальными, так и индивидуальными компетенциями. В частности, в гетерогенных группах, которые готовятся для действий в чрезвычайных обстоятельствах, универсальные компетенции необходимы для действий в особых условиях, а индивидуальные – для выполнения узкопрофессиональных задач.
Указанное обстоятельство позволяет так организовать последовательность курсов для подготовки специалистов в рассматриваемых группах, чтобы универсальные компетенции было возможно получать на одном курсе одновременно специалистами различного профиля, что позволяет сокращать общее время подготовки всей гетерогенной группы. При этом необходимо учитывать возможности образовательной организации по количеству одновременно обучающихся на каждом курсе, обеспечивающем получение соответствующей компетенции.
В связи с этим возникает необходимость оптимизации выбора траектории, т. е. последовательности курсов, подготовки специалистов в гетерогенных группах с учётом возможности образовательной организации, осуществлявшей их подготовку. С этой целью была разработана математическая модель и численный метод нахождения оптимальной траектории, основанный на использовании генетического алгоритма, преимуществом которого является полиномиальная вычислительная сложность. Приведён численный пример.
Ключевые слова:
подготовка специалистов, гетерогенные группы, оптимизация траектории обучения, генетический алгоритм.
УДК:
004.94+004.85
MSC: 00A71 Поступила в редакцию: 19.09.2024
Язык публикации: английский
DOI:
10.14529/mmp240403